31 марта 2010 г.

Книги, которые мы выбираем

У каждого из нас, читателей, есть свои любимые книги. Разумеется, все мы читаем и новинки, обращаемся к классике, но в шкафу стоят несколько томиков, ставших нашими друзьями на всю жизнь. Мы обращаемся к ним не один раз, перечитываем, получая от встречи с этой, такой вроде бы знакомой книгой, много удовольствия.
Почему нашей любимой становится именно эта, а не другая книга? Здесь, безусловно, главную роль играет наш вкус, наши предпочтения, пристрастия. Важен тут и талант автора; и даже возраст, время, когда мы впервые прочли эту книгу. Книжки, на знакомство с которыми мы «опоздали», вряд ли станут нам дороги. Немаловажную роль имеет даже оформление книги, иллюстрации художника. У нас возникает любовь не просто к литературному произведению, а к конкретному изданию книги!
Любимых книг не может быть очень много. Сколько бы мы ни покупали новых книг, сколько бы ни читали, всё равно - круг наших любимцев останется узок.
Сегодня мы поговорим о книгах, которые мы выбираем.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»
(В.А. Сухомлинский)

Какие же книги с детства запомнились нашим читателям и затронули их души? Это замечательные книги Агнии Барто, Самуила Яковлевича Маршака, Корнея Чуковского, русские народные сказки, «Одеяло убежало», про Муху-Цокотуху, «Телефон».
Круг чтения человека формируется постепенно. В детстве и юности мы «пробуем», беремся то за одну книжку, то за другую. Нам всё интересно, но что-то на день, а что-то навсегда… С возрастом круг чтения меняется – сужается или расширяется… У каждого из нас он свой.
ЧТИВО - ЭТО НЕ КНИГА!
Как это ни ужасно звучит, но вы, наверняка, слышали, что некоторые люди читают, чтобы «убить время»! В поезде, в самолёте, на скамейке, в ожидании автобуса можно развернуть газету, а можно - открыть книгу. Только редко кто в самолете читает «Войну и мир», перелистывает томик Пастернака или Бродского. Для транспорта есть свои «книги»: удобный (карманный) формат, яркая обложка, не слишком высокая цена (чтобы не было жаль, если забудешь в электричке), незамысловатый стиль, ходульный язык и... не очень обременительное содержание. Незамысловатые детективы, «женские» и «любовные» романы, а ещё несколько десятилетий назад - «романы производственные», про передовиков заводов и колхозов... Прочёл и забыл. А когда возьмёшь в руки следующую книжку из такой «дорожной» серии, то долго вспоминаешь: читал или не читал? Это не просто плохие, неудачные книги. Это - чтиво. Они ничего не дают ни сердцу, ни уму. Но как научиться распознавать подделку под литературу? Этому, разумеется, учат в школе, об этом пишут и говорят литературоведы. Но всё-таки самый верный подсказчик - это ваш вкус.
По нашему опросу сейчас читают:
Александрова Т. «Кузька», В. Каверина «Два капитана», Троепольского Г. «Белый Бим Черное ухо», Ж. Верна «Таинственный остров», стихи Ахматовой А. и Блока А., Булгакова М. «Мастер и Маргарита», Вербер Б. «Империя ангелов», С. Майер «Сумерки» и другое.
Есть и неопределенные ответы: «читаю то, что есть дома», «читаю, что попадется». У этих читателей круг чтения еще не сформирован. Мы постараемся им в этом помочь.
Есть очень интересный сайт РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ – «BiblioГид». Он построен как большой журнал со многими разделами и подразделами. Материалом для пополнения служат книги самых разных жанров и разных лет издания – книги новые, старые, несправедливо забытые и даже те, над которыми молодые, никому еще не известные писатели только начинают работать.
У каждого из нас есть не только любимые книги, но и любимые жанры. Некоторые ребята увлекаются сказками. Для других самые главные книги – это научная фантастика. В нашем опросе она находится на первом месте. Также пользуются популярностью классика, книги современных авторов.
От чего же зависит такой выбор книг? Чье мнение учитывается при этом выборе?
Прежде всего, это мнение друзей и родителей (так ответили большинство читателей).
Читающая семья играет очень большую роль.
Почитай мне, мама!
Когда мне книжку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю
И «Айболита» сам уже прочёл.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть - я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный - тоже я,
Прошу тебя, ты почитай мне, мама.
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
(Ирина ТОКМАКОВА)
Хорошая традиция когда-то существовала в русских семьях. По вечерам взрослые и дети собирались вместе. В гостиной зажигались свечи или лампа. И кто-нибудь из старших начинал читать вслух…
Любовь к чтению и книге родители передавали своим детям. Воспоминания о чтении в кругу семьи оставили нам многие русские писатели.
«С тех пор, как я начинаю себя помнить, чтения в гостиной уже происходили. Читали попеременно вслух или папень¬ка, или маменька. Я помню, что при чтениях этих всегда находились и старшие братья. Они начинали читать, когда уставали родители. Читались по преимуществу произведения исторические. Из чисто литературных произведений, помню, читали Державина, Жуковского, Карамзина, Пушкина. Брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные. Михаил же любил поэзию и сам пописывал стихи. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть...»
Андрей Михайлович Достоевский (младший брат Ф.М. Достоевского)

«У моего отца была библиотека — книжный шкаф, наполненный книгами. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем. За стеклянной его дверцей виднелось наклеенное на картоночку наставление, вырезанное отцом из календаря. Я сотни раз читал его и теперь, много лет спустя, дословно помню его немудрёное содержание. Наставление гласило: "Милый друг! Люби и уважай книги. Книга — плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай. Написать книгу нелегко. Для многих книги всё равно что хлеб».
Николай Алексеевич Заболоцкий

«Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. К тому времени относится чтение "Фрегата Паллады" Гончарова. Мы путешествовали вдвоём, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Где мы ни были, чего ни испытали, но плыли всё вперёд и вперёд, окрылённые жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни».
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Сохранилась ли эта традиция в современных семьях?
Читатели отвечают: «не всегда», «нет времени», «читаю младшей сестренке», «читаем с мамой по очереди», «читаем вместе с папой «Два капитана»».
К сожалению, современному родителю для того, чтобы выделить время на чтение вслух, требуется совершить подвиг. Например, чтение вслух «Идиота» Ф. Достоевского займет около месяца при условии, что уделять этому не меньше часа ежедневно.
Почему же ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит родителей почитать вслух? Он еще не осознает полезности такого чтения. Он просто хочет, чтобы мама, папа, бабушка, дедушка… были рядом. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно.

2 комментария:

  1. Стараюсь давать детям читать книги, которые сама читала в детстве. Современные детские книги с иллюстрациями вырвиглаз мне не слишком нравятся. Пусть дети привыкают к классике.

    ОтветитьУдалить
  2. Это правильно! Классика - это проверено! Но хорошие книги современных авторов тоже нужно рекомендовать детям - они живут в новую эпоху, им это интереснее и доступнее.

    ОтветитьУдалить