6 июня 2012 г.

Книга – «пища для души»

Книга, библиотека в жизни и творчестве А.С. Пушкина
6 июня – Пушкинский день России 

На протяжении всей своей жизни великий русский поэт пронес глубочайшее уважение к книге, к библиотеке. 
Вспомните пушкинское признание в любви к книгам: 
О, вы, в моей пустыне 
Любимые творцы! 
Займите же отныне 
Беспечности часы. 
Мой друг! 
Весь день я с ними, 
То в думу углублен, 
То мыслями своими 
В Элизий пренесен.. 
Укрывшись в кабинет, 
Один я не скучаю 
И часто целый свет 
С восторгом забываю 
Друзья мне – мертвецы, 
Парнасские жрецы;
Над полкою простою
Со мной они живут,
Певцы красноречивы,
Прозаики шутливы
В порядке стали тут...
Многие произведения Пушкина написаны на основе прочитанных им книг: факты, штрихи описываемых им эпох выверены по книгам тщательным образом. Вспомним «Пиковую даму». В личной библиотеке Пушкина было несколько книг – пособий по карточным играм. Описания карточной игры в повести настолько точны, что специалисты по играм установили ее название: это был «Штос» или «Фараон». 
Пушкин находил особую прелесть в чтении даже скучных книг, объясняя это так: «Книгу занимательную вы проглотите слишком скоро, она слишком врежется в вашу память и воображение; перечесть ее уже невозможно. Книга скучная, напротив, читается с расстановкою, с отдохновением; оставляет вам способность позабыться, мечтать; опомнившись, вы опять за нее принимаетесь, перечитывая места, вами пропущенные…» 
В течение своей жизни Пушкин посетил очень много мест, и самым радостным моментом было для него знакомство с библиотеками. 
В 1833 году он отправился на Урал и по пути заехал в Ярополец навестить тещу Наталью Ивановну Гончарову. Жене, которой он писал очень часто, Пушкин сообщает: «Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал десятка три, которые прибудут к нам с вареньями и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен». 
Мечтая поселиться в деревне 
«Давно, усталый раб, замыслил я побег 
В обитель дальную трудов и чистых нег», 
он там видит себя в окружении книг: 
«О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические…» И вскоре (май-июнь 1834 г.), Пушкин приехал туда к жене (Полотняный завод Калужской губернии), занимался в домашней библиотеке и увез несколько книг. Его возглас: «Да, книг, ради бога, книг!...Стихов, стихов, стихов! Это пища для души», - идет из самых глубин души. 
По мере взросления библиофильские устремления Пушкина возрастали. «Книги из Парижа приехали, и моя библиотека растет и теснится», - писал он жене Наталье Николаевне 29 мая 1834 года. «Что-то дети мои и книги мои?» - интересуется он у нее через два года. Последним в его жизни было прощание именно с книгами – из своей любовно собранной библиотеки. 
В настоящее время личная библиотека Пушкина хранится в Институте русской литературы Российской академии наук. Этот институт, основанный в 1905 году и ставший в 1930 году отделом Библиотеки Академии наук, больше известен как «Пушкинский дом». Он имеет тематические кабинеты с отдельными фондами: Пушкинский, Лермонтовский, Горьковский; хранит личные коллекции таких известных писателей, литературоведов, общественных деятелей и просто библиофилов, как А.А. Блок, В,А. Жуковский, А.Н. Островский, И.А. Ефремов, А.Ф. Кони и многих других. Шестисоттысячное древнехранилище Пушкинского дома уникально. В нем содержится 2 тысячи старопечатных книг, первые прижизненные издания классиков русской литературы, литературно-художественные альманахи, коллекции книг писателей Серебряного века, писателей русского зарубежья, книги по фольклору, литературоведению, истории, философии…Все их объединяет такое простое и емкое словосочетание: Пушкинский дом
В последней квартире на Мойке, 10 любовно воспроизведена библиотека Пушкина. Она состоит из других экземпляров тех же изданий, которые стояли на их месте при жизни поэта. 
Читайте также: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий